Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Книги с маркой издательства «Русский язык», наверное, знакомы большинству читателей журнала. Это учебники и учебные пособия для иностранцев, изучающих русский язык, общефилологические, учебные и отраслевые словари. Для преподавателей русского языка как иностранного издается также научно-методическая литература. О ней и будет идти речь в этой информации. Цели издания книг различны: во-первых, познакомить преподавателей с новейшими исследованиями по актуальным проблемам обучения русскому языку как неродному, с тем чтобы они могли повысить теоретический уровень своих знаний; во-вторых, «вооружить» преподавателей методическими пособиями и учебно-наглядными материалами, способствующими повышению эффективности учебного процесса; в-третьих, помочь преподавателям, работающим вне языковой среды, повысить квалификацию. Необходимо отметить, что упомянутые методические пособия содержат, как правило, теоретическое обоснование рассматриваемой проблемы, практические рекомендации, а также различного вида упражнения.