Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На IV Конгрессе Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, который начнет свою работу в столице ГДР Берлине 13 августа 1979 года, будет представлен ряд секций и в том числе секция научно-методических основ преподавания русского языка как иностранного. Секции проведут обсуждение всех проблем и вопросов под углом зрения общей темы IV Конгресса «Теория и практика преподавания русского языка и литературы. Роль преподавателя в процессе обучения». В аспекте указанной темы особого внимания заслуживает проблематика, связанная с исследованием научно-методических основ преподавания русского языка как иностранного, так как научно-исследовательская деятельность в данной области немыслима без опоры на творческие начала личности преподавателя, без учета его интеллектуального потенциала, общей и профессиональной эрудиции и заложенных в нем способностей воспитательного воздействия на учащихся.