Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Употребление в речи глаголов движения с приставками вызывает определённые трудности у лиц, изучающих русский язык, не только на начальном, но и на продвинутых этапах. Требуется неоднократное обращение к этой теме. Актуальность её объясняется также значительной частотностью использования в речи глаголов движения с приставками. Предлагаем материалы для работы с учащимися, уже имеющими некоторую подготовку по русскому языку и знакомыми с темой «Глаголы движения», но нуждающимися в выработке практических навыков использования глаголов движения с приставками в устной речи. Наша публикация состоит из: — таблицы, обобщающей основные случаи употребления глаголов движения в прямом их значении с приставками; — методических комментариев, касающихся употребления в речи глаголов движения с приставками при и у (в следующих наших публикациях будут рассмотрены случаи употребления глаголов движения с другими приставками); — некоторых типов устных упражнений, тренирующих употребление в речи глаголов движения с приставками при и у; упражнения рекомендуем выполнять в классе под руководством преподавателя или самостоятельно, прослушивая сопроводительные записи и пользуясь данными в конце публикации ключами.