Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Индии русский язык преподается во многих вузах, сейчас их более сорока. Первоначальным звеном обучения русскому языку являются факультативные сертификатные курсы, существующие в большинстве вузов. Они включают три этапа, соответствующие трем годам обучения. На первых двух этапах основное внимание уделяется овладению основами русского языка, тогда как программа третьего года обучения, наряду с развитием навыков и умений в различных видах речевой деятельности, предусматривает знакомство студентов с некоторыми литературными произведениями. Разработанный авторами курс является первой попыткой предоставить студентам возможность заочно обучаться иностранному языку (в данном случае русскому) на уровне высшего образования.