Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В, В. Добровольская В 1978 году в издательстве «Русский язык» выйдет в свет учебное пособие «Изучение глагольных приставок». Материалы пособия предназначаются преподавателям, работающим в условиях внеязыковой среды. Пособие содержит справочный инструктивный и практический материал для изучения темы «Приставки, меняющие лексические значения глаголов». Работа по пособию должна обеспечить углубление и систематизацию знаний учащихся по префиксальному глагольному словообразованию для последующего употребления приставочных глаголов в широком контексте в устной и письменной речи; накопление у учащихся глагольной лексики, т. е. расширение их словарного запаса и укрепление на этой базе разговорных навыков. Этой установке подчинены содержание и композиция материалов пособия.