Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В 1977 году исполнилось 10 лет со дня создания Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В связи с этой датой состоялась очередная, XIII, сессия Исполнительного совета МАПРЯЛ (Москва — Баку, 25— 29 ноября 1977 г. Торжественное заседание, посвященное десятой годовщине Ассоциации, открыл президент МАПРЯЛ академик М. Б. Храпченко, который отметил большой вклад Ассоциации в распространение русского языка в мире. С приветствием к участникам торжественного заседания обратился Министр высшего и среднего специального образования СССР В. П. Елютин.