Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Усвоение фонетики иностранного языка предполагает глубокую внутреннюю перестройку слуховой и моторных сфер учащегося. При этом слух традиционно рассматривается как одно из главных средств формирования требуемых произносительных навыков. Между тем если при овладении звуковой стороной родного языка слуху бесспорно принадлежит ведущая роль, то в условиях обучения взрослых иностранному языку речевой слух превращается в главный тормоз. Преподаватель сталкивается с глухотой к чужой речи, ибо учащиеся неверно воспринимают звуки этой речи, подгоняя их под привычные шаблоны родного языка. Получается замкнутый круг: звуковой образец не воспринимается должным образом, что приводит к неточной артикуляции, которая, в свою очередь, порождает некорректный акустический сигнал, не определяемый слухом учащегося как ошибочный и т. д.