Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
При изучении русской классической литературы как в русской, так и в иностранной аудитории возникает проблема взаимосвязи учебных программ, лекций и учебников. Программы для русских студентов стабильны, поправки в них вносятся при появлении новых исследований о творчестве тех или иных писателей. Что же касается программ для иностранных студентов, то они весьма подвижны и зависят от изменяющихся сроков обучения, уровня подготовленности учащихся, профиля их специальности, специфики той или иной страны. Поэтому в данном вопросе не может быть готовых рецептов и категорических рекомендаций, речь пойдет лишь о накопленном опыте. В Институте русского языка им. А. С. Пушкина, где обучаются преподаватели, студенты и стажеры из зарубежных стран, в 1976 году были созданы четыре варианта (с учетом уровня подготовки слушателей и срока их пребывания в Москве) программ по курсам теории литературы, русской классической литературы и советской литературы.