Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Мы хотим познакомить вас с одним талантливым ленинградским учителем. Это словесник, преподаватель литературы, Евгений Николаевич Ильин, которого по праву можно назвать «властителем дум» школьников. У каждого учителя свой приёмы и своя манера их использования. Что удаётся одному, быть может, не соответствует стилю работы другого. Но тем не менее принцип один: заинтересовать школьников отношением самого учителя к заданию. От того, в какой мере он, учитель, сам увлечён проблемой, которую выдвинул перед классом, во многом зависит успех её решения. Завладеть вниманием класса, свести тридцать душ к одному центру — так понимает свою задачу Евгений Николаевич Ильин. Он считает, что класс — это мастерская общения. Трактовать, сообщать, информировать — нет! Общаться — вот слово, в которое он всё вложил. С ребятами, по его мнению, нужно работать гибко, ласково и — весело. На уроке у него естественность, непринуждённость. Он шутит, рассказывает весёлые истории, может вызвать общий хохот... И тут же — абсолютная тишина, полное внимание. Его общение основано на серьёзной, возвышенной основе. Материал сопровождается комментариями и заданиями.