Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В. Г. Костомаров доктор филол. наук, проф., чл-корр. АПН СССР, директор Института русского языка им. А. С. Пушкина. В этом году журнал завершил важный этап своей деятельности — первое десятилетие. Особая роль в становлении журнала принадлежит первым авторам — ученым и преподавателям, предоставившим свои материалы для нового издания. Их статьи и учебные разработки во многом определили основные направления журнала. Ниже мы помещаем интервью с первыми авторами журнала. По просьбе редакции они рассказывают о том, какое развитие в их научной и педагогической деятельности нашли проблемы, затронутые в материалах первого номера, знакомят со своими дальнейшими планами.