Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
И. Ф. Протченко член-корреспондент Академии педагогических наук СССР Образование народа — действенное средство борьбы за лучшее будущее, за подлинную демократию, за развитие способностей и талантов народа. Главную задачу, стоящую перед советской школой, сформулировал В. И. Ленин. Он писал, что школа должна быть «орудием воспитания человеческой личности», должна воспитывать «настоящего хозяина жизни». В соответствии с ленинским учением строится работа советской школы, из него вытекают основные законодательные акты в этой области. В настоящее время в Советском Союзе принята новая Конституция. В этом документе отражены глубокие изменения, происшедшие в жизни страны за прошедшие четыре десятилетия (со времени принятия Конституции 1936 года); в ней закреплены достижения и успехи Страны Советов во всех областях жизни, в том числе и в области народного образования. О последовательном и неуклонном развитии системы народного образования свидетельствует 45-я статья новой Конституции СССР, в которой ставится задача дальнейшего развития народного образования. Советский народ вправе гордиться большими успехами системы народного образования в своей стране. Система народного образования в СССР продолжает развиваться и совершенствоваться.