Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
За последние годы в преподавании иностранных языков возрос интерес к применению индивидуализированного метода. Под этим методом мы имеем в виду педагогическую систему, которая предполагает разные сроки, задачи и приемы обучения. Определяя основные принципы индивидуализации, мы исходим из того, что люди учатся и усваивают знания по-разному и что не существует одного, идеального для всех плана или метода обучения. Почти все имеющиеся программы индивидуализированного обучения дают студенту возможность овладевать языком своими темпами и разными методическими путями. Некоторые из этих программ предоставляют выбор и в поставленных целях учения, например, предусматривая ориентацию на чтение или устную коммуникацию