Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Чтение для студентов следует рассматривать не просто как один из видов речевой деятельности, которым нужно овладеть в процессе изучения русского языка. Чтение одновременно является средством для достижения определенной цели, связанной с учебно-познавательной деятельностью учащихся. В единстве речевой деятельности, выступающей как средство, и какой-то другой деятельности (теоретической, интеллектуальной или практической) и заключается реализация функции общения [2, 3], которая происходит при чтении в естественных для студентов-иностранцев условиях. Если это так, то следует предположить, что процесс обучения чтению должен быть организован как деятельность или ее модель. Такой подход обусловлен межпредметными связями учебных дисциплин, а также коммуникативной направленностью обучения. Он обеспечивает оптимальные условия научно обоснованной организации учебного процесса.