Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Встречая 60-летие Великого Октября, советские русисты могут уверенно говорить о том, что современная наука о русском языке достигла больших успехов. Развитие современной русистики тесно связано с той ролью, которую русский язык играет как в Советском Союзе, так и за рубежом. В СССР русский язык выполняет чрезвычайно важные функции в укреплении советского государства, в решении задач экономического и культурного строительства. Русский язык в Советском Союзе — это не только язык великого русского народа, но и язык межнационального общения народов СССР — носителей более 130 языков и наречий. Выход Советского Союза в авангард современной мировой экономической, политической и культурной жизни вызвал огромный интерес к русскому языку, обусловил его широкое распространение и изучение в разных странах мира. Расширение функции русского языка в наши дни поставило новые задачи перед русистами как в области теории, так и в разработке практических вопросов изучения и преподавания русского языка.