Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Порядок слов вызывает большие трудности при изучении русского языка как неродного и порождает значительное количество ошибок. Вместе с тем порядок слов является одним из важных факторов, определяющих правильность построения русского высказывания. Вниманию читателей предлагается система упражнений по теме «Порядок слов» с комментарием, содержащим изложение основных закономерностей словорасположения в русском языке. Внимание уделяется в первую очередь коммуникативной функции порядка слов, описанию типов словорасположения, соответствующих разным коммуникативным заданиям. Упражнения строятся, как правило, не на изолированных предложениях, а на высказываниях в контекстном окружении, что представляется необходимым условием понимания и усвоения закономерностей словопорядка. Предполагаются три публикации, посвящённые данному вопросу. 1. Знакомство с основными понятиями: коммуникативное задание, актуальное членение, тема, рема. Типы словорасположения. Нерасчленённое высказывание. 2. Типы расчленённых высказываний, соответствующие различным коммуникативным заданиям. 3. Инверсия в русском языке. Некоторые особенности порядка слов в разговорной речи.