Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На этот вопрос отвечает лауреат Ленинской премии академик Н. П. Дубинин В юности Дубинину прочили сценическое будущее, но актёром он не стал. Когда вышла его книга «Вечное движение», один известный литератор заметил, что о природе Дубинин пишет поистине лирически. Однако он и не писатель. И не орнитолог, хотя ему принадлежит ряд значительных работ в науке о жизни птиц. Николай Петрович Дубинин — генетик, академик, директор Института общей генетики Академии наук СССР, лауреат Ленинской премии. Так случилось, что в историю Дубинин вошёл до своего первого крупного открытия. Есть фотография: Владимир Ильич Ленин на Красной площади 1 мая 1919 года. А рядом — подросток, довольный и растерянный. Это Коля Дубинин, будущий академик. А тогда — неграмотный мальчишка-беспризорник, чудом попавший в Москву на парад и... в тот кадр. Учиться в школе начал в 13 лет, а через три года окончил её. Спустя пять лет сделал крупное открытие — заставил научный мир усомниться в неделимости гена, опроверг то, что считали истиной виднейшие авторитеты науки. Ниже мы публикуем беседу с известным учёным.