Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Теория речевой деятельности — название, принятое в СССР для той области науки, которая в других странах чаще называется психолингвистикой. Последний термин употребляется в советской научной литературе как синоним теории речевой деятельности, но его объем несколько шире: под психолингвистическими исследованиями понимаются, помимо исследований, исходящих из определенной методологической и теоретической концепции, любые работы, в которых так или иначе рассматривается (обычно на основе эксперимента) соотношение лингвистических и психологических единиц, понятий или категорий. В настоящей статье мы будем иметь в виду лишь ту группу исследований, которая исходит из общепсихологической теории деятельности (школа Л. С. Выготского), прилагая ее к речи как одному из видов деятельности, реализуя и конкретизируя ее на материале речи.