Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Все виды речевой деятельности — говорение, аудирование, чтение и письмо — вызваны потребностью общения и реализуют ее. Как и вообще всякая деятельность, они имеют свой предмет — содержание мысли. Психологи, физиологи, лингвисты и методисты считают, что мысль может быть передана (воспринята) точно при условии автоматизированного пользования грамматическими формами и структурами, при подсознательном приеме и переработке формальной языковой информации. Направленность внимания при порождении (восприятии) высказывания только на смысловое содержание, т. е. перевод пользования языковыми средствами на уровень фонового автоматизма, рассматриваются большинством авторов как важнейшие критерии владения иноязычной речью. Достижение этого уровня владения речью (говорение и слушание) может быть определено как одна из основных задач обучения. В настоящей статье анализируются пути и способы ее решения.