Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Данная серия материалов предназначается для тех, кто преподаёт или изучает русский язык в различных странах мира. Авторами сделана попытка представить некоторые значения падежей русского языка на лиигвострановедческой основе. Для этой цели выбрана тема «Москва», позволяющая дать разностороннюю культурно-историческую информацию. Каждая публикация строится, как правило, по следующей схеме. I. Активизируемый грамматический материал вводится с обязательной опорой на наглядность, для этого типовые предложения сопровождаются миниатюрными фотографиями-образцами. Работая в аудитории (или самостоятельно), целесообразно использовать фотографии более крупного формата, помещённые на специальной вклейке. 2. Изучаемые языковые явления отрабатываются в упражнениях, в основном коммуникативного характера, предполагающих применение зрительного ряда. 3. Завершается разработка несколькими текстами и диалогами, в которых закрепляются лексико-грамматические структуры и страноведческие реалии. Эти материалы рекомендуется использовать на начальном этапе обучения, когда учащимся известны фонетико-графическая система русского языка, базисные конструкции языка и когда они овладели лексическим минимумом в пределах 1000 слов. Завершит данную серию конкурс на тему: «Знаете ли вы Москву?». В связи с тем, что предлагаемые материалы имеют экспериментальный характер, редакция будет признательна читателям журнала за все замечания и пожелания по поводу данной публикации.