Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
А. Алёшкин Этот репортаж рассказывает об обычной рабочей семье. Глава её — Владимир Алексеевич Капустин — вот уже более четверти века трудится на стройках столицы. В кругу строителей он известный и уважаемый человек. Ему присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР», он награждён орденом Ленина. Семья у В. А. Капустина небольшая — всего четверо. Жена, Анна Ивановна, в прошлом тоже была строителем. Но с рождением детей прибавилось домашних хлопот, пришлось оставить стройку, сменить профессию. Старшая из дочерей Капустиных — Елена — уже вполне самостоятельный человек. Два года назад она закончила торговый техникум и теперь работает мастером производственного обучения в этом же техникуме. Младшая — Ирина — учится в десятом классе. Материал сопровождается комментариями.