Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Восемь лет назад приехал в село Евгений Бессонов, назначенный директором музыкальной школы. В то время ему едва исполнилось восемнадцать лет и он только что окончил Черкасское музыкальное училище. В школе светло, чисто, уютно. Красивые диваны, изящные столики. На золотистом шнуре висят часы редкой формы. На стенах портреты композиторов. Прежде чем село прислушалось к Баху, Бетховену, Мусоргскому, оно прислушалось и присмотрелось к тому, что говорят и делает Бессонов. Село хотело увидеть, насколько ценна и полезна его работа. Оценить, понятно, могли лишь то, в чём были компетентны,— хозяйственность, трудолюбие. Понятным, доступным только и можно было завоевать авторитет, пробудить уважение к тому, что пока недоступно. В селе не спрячешься за авторитет классиков,— мол, хорошо знаком с ними, изучал их произведения. Не Бах создавал учителям популярность, это они создавали ему авторитет.