Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Мариэтта Шагинян, лауреат Ленинской премии Труд — главный предмет уважения. Трудящиеся — главные действующие лица нового строя. Поэтому уважаемые люди — это те, кто трудится, и они составляют «общество». Не деньги, не знатность, не талант, не высокое служебное положение, какими создавалось общество до революции, а участие в труде. И те, кого видели перед собой заведующие женотделами в сельских клубах, на собраниях, увязанные от уха до уха, закутанные в чадру, замкнутые в паранджу, замученные, униженные, боязливые, привыкшие молчать и сносить, были для них не предметом сострадания, жалости и снисхождения, они были труженицами, уважаемыми участницами общего труда в родной стране, они составляли общество. Мы, женщины, в ходе истории часто называли себя «сестрами». Но в Советском Союзе мы стали товарищами — по труду, по положению, по сознанию, по самочувствию, по взаимоотношениям. Не внешние законы и права, не вотумы парламентов, не что-то дарованное на бумаге постановлением свыше, — мы уравнялись со своими отцами, мужьями, братьями, сынами самой структурой социализма, великим поворотом колеса истории, сделавшим труд главным мерилом вхождения человека в общество.