Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Некоторые существенные характеристики современного учебника иностранного языка. Известно, что каждая теория строится на том или ином понимании детерминации явлений. Поэтому первейшая задача при разработке любой теории, а следовательно, и теории учебника,— определение места и роли рассматриваемых явлений (в нашем случае учебника) в конкретной предметной области. В этом плане представлялось необходимым обратиться ко всей объектно-предметной области методики обучения иностранным языкам и подвергнуть ее системно-структурному анализу, чтобы определить связи учебника с другими явлениями данной области знания. Если рассматривать всю совокупность явлений и процессов, связанных с обучением иностранным языкам, как сложную систему, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности друг с другом и со средой (с действительностью, в которую готовится вступить индивид, с другими учебными предметами и т. п.), то в этом случае мы будем иметь дело с понятием «система» на относительно высоком уровне абстракции — на уровне макроподхода.