Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
К семантико-синтаксической группе глаголов «удивления» мы относим девять глаголов: удивляться, дивиться, поражаться, изумляться, умиляться, радоваться, огорчаться, печалиться, ужасаться. Под семантико-синтаксической группой понимается группа лексических единиц, объединённых каким-либо общим элементом значения и имеющих при этом общие синтаксические признаки. Мы объединяем их в одну группу, во-первых, на том основании, что в определённых контекстах все эти глаголы могут употребляться со значением «удивляться» и выражать при этом положительные или отрицательные эмоции. Возможность синонимической замены этих глаголов зависит от их непосредственного лексического окружения. Материал содержит упражнения.