Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Необходимость вводно-фонетического курса признается большинством методистов, и теория его построения довольно хорошо разработана в методической литературе. Вводно-фонетический курс дает учащимся представление об особенностях фонологической системы изучаемого языка, закладывает основы речевого слуха и артикуляционной базы, а также интонационного оформления основных коммуникативных типов предложений. Автор считает, что сопроводительный курс фонетики и интонации наиболее эффективен, если он записан на пластинках или магнитной пленке. Запись должна быть проведена в нормальном (не замедленном) темпе в соответствии с нормами современного русского литературного произношения. При наличии озвученных материалов сопроводительный курс фонетики и интонации в значительной степени способствует развитию навыков аудирования, техники чтения, развитию диалогической и монологической речи учащихся. Записанный на пластинки курс может быть использован для самостоятельной работы и в лабораториях технических средств обучения.