Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Журнал начинает публикацию конспектов лекций в помощь зарубежным преподавателям, обучающимся на заочном отделении Института русского языка им. А. С. Пушкина. В течение 1974—1975 гг. журнал опубликует один из курсов учебного плана этого отделения — курс «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка иностранцам». Дополнительные материалы для освоения этого курса (вопросы для самоконтроля, тексты заданий и др.) заочники будут получать вместе с материалами по другим курсам учебной программы индивидуально. Печатая в журнале «Русский язык за рубежом» конспекты лекций, касающихся актуальных проблем методики преподавания русского языка, мы считаем, что их значение выходит за рамки задачи заочного повышения квалификации только преподавателей, и надеемся, что эти публикации окажутся полезными для широкого круга наших читателей.