Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Альбертас Юозенас, ныне известный под литературным псевдонимом Юозас Балтушис, родился в 1909 году. С восьми лет он начинает самостоятельную трудовую жизнь, полную обид, унижений и непосильного труда. Однако это были годы не только тяжёлой работы, но и годы серьёзных занятий самообразованием: он читает много литовской и русской литературы, питая особое пристрастие к М. Горькому. И наконец, пробует свои силы на бумаге. В 1932 году появился рассказ «Сахарная свёкла», с которого и начинается путь в литературу Юозаса Балтушиса. В первые послевоенные годы в многообразном по жанрам творчестве Ю. Балтушиса значительное место заняла драматургия. Однако творческая деятельность писателя в первые послевоенные годы не исчерпывалась только его опытами в прозе и драматургии. Он не покидал и жанра сатиры. В 1957 году вышел роман «Проданные годы». Деревенская, крестьянская тема для литовской литературы не нова, она для неё даже традиционна. Однако роман Ю. Балтушиса в самой художественной сути таит нечто новое. Ему свойствен какой-то особый колорит, мягкость, глубина понимания, особое настроение. За роман «Проданные годы»— самое значительное произведение Ю. Балтушиса — ему была присуждена Государственная республиканская премия.