Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор данной статьи (автор одного из новых учебников и педагог-практик) рассказывает о переработанных в соответствии с новой программой учебниках русского языка для профессиональных средних школ в Венгрии. В учебниках, рассчитанных на 1-й и 2-й год обучения русскому языку, широко разработана тематика повседневной жизни: биографические данные, семья, квартира, школа, события одного дня, погода, питание, спорт, покупки, времена года и т. д. В переработанных учебниках, рассчитанных на 3-й и 4-й год обучения, содержится краткая, но насыщенная информация из всех областей научной, технической и культурной жизни страны. Кроме того, в учебниках для специальных промышленных, сельскохозяйственных и торговых средних школ учитываются и специфические требования к терминологии по данным специальностям.