Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В этом номере опубликована беседа с артистом театра им. Евг. Вахтангова Михаилом Ульяновым. Скоро уже полтора десятилетия, как Московский академический театр имени Евг. Вахтангова и не менее известный электромашиностроительный завод Москвы «Динамо» имени С. М. Кирова находятся в отношениях, которые сами актёры и рабочие справедливо называют дружбой. Известные всей стране артисты Ю. Борисова, М. Ульянов, Л. Пашкова, Н. Гриценко, Ю. Яковлев, режиссёр Е. Симонов — почётные члены рабочих бригад «Динамо». Со своими товарищами по бригадам они встречаются не только на представлениях и на обсуждениях спектаклей и фильмов, в которых снимались, — часто бывают и в цехах завода. Содружество вахтанговцев и динамовцев — лишь один из примеров широко распространившейся традиции. Если мы скажем, что в той же Москве Малый театр давно дружит с заводом «Серп и молот», Театр сатиры — с автозаводом имени Лихачёва, а Театр имени Маяковского — с «Трёхгорной мануфактурой», то рискуем быть обвинёнными в географической узости: ведь примеров, пожалуй, столько же, сколько в стране театров.