Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Обобщая опыт преподавания русского языка как в СССР, так и за его пределами и опираясь на достижения в области преподавания других языков. Научно-методический центр русского языка подготовил и опубликовал программы по русскому языку как иностранному для филологических факультетов университетов, высших учебных заведений естественно-технического профиля, курсов и кружков, а также для различных форм краткосрочного обучения. Создание и совершенствование учебных программ по иностранному языку необходимым образом предполагает всестороннее и тщательное обсуждение таких вопросов, как цели и задачи обучения и целенаправленность отбора учебного материала в программе, структура программы и презентация материала, учет страноведческого аспекта в обучении языку, организация системы контроля, эффективность программ и др. Публикация статьи Директора центра современных языков Онтарианского института педагогики Г. Г. Стерна, в которой на целом ряде интересных примеров рассматривается вопрос о путях создания современных учебных программ по иностранным языкам и затрагиваются важнейшие вопросы их составления, не только познакомит читателей журнала с методическим опытом, накопленным в ряде стран, но и будет, несомненно, стимулировать научно-методическую работу в этом направлении.