Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
СССР — великое многонациональное государство, одно из самых крупных многонациональных государств в мире. В Советском Союзе представлено около 130 языков; свыше 70 из них функционируют в настоящее время в качестве письменных (литературных) языков. Что же касается дореволюционного периода, то из 130 народов нашей страны письменность имелась только у 20. В годы Советской власти впервые в своей истории получили письменность около 50 ранее бесписьменных народов. За сравнительно короткий срок Советский Союз стал страной сплошной грамотности. Советский опыт языкового строительства, создания письменности для ранее бесписьменных народов, организации школ и подготовки национальных кадров, массового просвещения многочисленных народов некогда отсталой России получил признание во всем мире. Этот опыт используется в социалистических странах; его изучают и к нему проявляют большой интерес в различных странах, особенно в ряде многонациональных государств Азии, Африки и Латинской Америки, где проблемы языка еще ждут своего решения.