Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Студенты-иностранцы, начинающие обучение на различных факультетах учебных заведений Советского Союза, встречаются с трудностями, связанными с восприятием научного стиля русского языка. Их необходимо подготовить к слушанию лекций, научить вести конспект и излагать на русском языке прослушанный и прочитанный материал, другими словами, необходимо обучать студентов-иностранцев русскому языку с учетом их будущей специальности. Задача такого обучения состоит в том, чтобы выработать у студентов речевые навыки и умения в пределах научного стиля речи. В данной статье говорится об обучении русскому языку с учетом специальности по ситуационно-тематическому принципу, когда лексико-грамматический материал группируется по логико-семантическим категориям.