Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Выдающийся языковед-славист, академик Академии наук УССР, член-корреспондент Академии наук СССР, профессор, доктор филологических наук Леонид Арсеньевич Булаховский относится к числу тех немногих исключительно талантливых лингвистов нашего времени, которые исследовали не один славянский язык, а целый ряд языков, принадлежащих к различным славянским семьям. Среди огромного количества написанных им трудов (около 400, из них свыше 30 — книги и брошюры) — работы по общему языкознанию, по сравнительно-историческому изучению славянских языков, по современному украинскому языку и истории украинского языка, по современному русскому языку и его истории, по болгарскому, чешскому, польскому языкам, по методике преподавания языков.