Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор считает несправедливым утверждение некоторых специалистов, что до сих пор учебники русского языка не содержали в себе определенного количества сведений такого рода. Однако нельзя не признать и того, что имеющиеся в них данные по страноведению преподносятся не систематично, а разрозненно, в соответствии с целями, которые преследуются методикой обучения грамматике, т. е. в виде примеров отдельных предложений, непосредственно относящихся к разрабатываемому грамматическому разделу. При этом внимание учащихся почти полностью поглощается усвоением грамматического правила; содержание информации, заключенной в предложении или в его частях, подчиняется формальной его стороне и, таким образом, отодвигается на второй план как менее важное.