Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Б. Неуман В. Сато Данная статья посвящена проблемам создания пособия по страноведению, над которым в настоящее время работает коллектив пражских русистов в составе Я. Вавры, В. Доскочиловой, М. Еглички, В. Гунячека, Б. Неуманна, В. Сато и Э. Фойтиковой. Пособие предназначается для учеников последних трех классов средней школы и гимназий. Создавая пособие такого рода, авторы исходят из того, что у учеников уже имеются некоторые знания о Советском Союзе, приобретенные ими за шесть — семь лет изучения русского языка, а также таких предметов, как история, география, естественные науки и др. Разумеется, авторы учитывают и ту информацию о Советском Союзе, которую учащиеся получают из фильмов, по радио, телевидению, а также из газет и журналов.