Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
По радио звучит передача, которая называется «Найти человека». Ведёт эту передачу известная детская писательница Агния Барто. Война давно кончилась. Но не все раны зажили. Люди помнят, как горели города и села, как превращались в развалины дома, как матери теряли детей, как дети теряли родителей. После войны прошло четверть века, но матери продолжают искать своих детей. Дети, уже взрослые, тоже ищут родителей. Для официального розыска нужны точные данные. Но что делать, если ребёнок потерялся совсем маленьким, если он не знал, сколько ему лет, как его фамилия, если он не помнил, как зовут его родителей! Такие случаи бывали часто. В детских домах детям давали новые фамилии, врачи устанавливали приблизительно возраст ребёнка. Текст адаптирован. Материал сопровождается заданиями. Составители: Н. Д. Зарубина, Н. С. Ожегова