Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Конфликтное», трагическое содержание творчеству Достоевского дала русская жизнь сороковых – семидесятых годов прошлого века с характерным для нее столкновениями и противоборствами, отражавшими сложные социальные, нравственные, духовные процессы. Достоевский осознал и художественно воспроизвел эту борьбу, эти процессы так, как никакой другой художник — его современник, даже самый великий (а художниками, равными Достоевскому, были тогда, пожалуй, лишь Толстой и Салтыков-Щедрин). Оригинальность художественного мышления Достоевского, своеобразие его реализма — достояние и одна из вершин мировой культуры. Художественно-философский мир Достоевского— это мир «непосильных» вопросов, то есть таких вопросов, разрешение которых трагически невозможно на этой социальной почве, в рамках этого сознания. Между тем «непосильные вопросы» поставлены и неуклонно ставятся историей. Герой Достоевского, живущий, так сказать, не индивидуально, а исторически, со всем «безудержем» его натуры, жаждет найти на них ответы, и без этого он не может жить.