Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Пересказ занимает большое место в практике обучения русскому языку нерусских. Но в методической литературе пересказу текстов отводится скромное место как методическому приему, способствующему наряду с другими приемами (словарная работа, ответы на вопросы, письменные изложения и упражнения и пр.) закреплению в памяти обучающихся русских слов и выражений. В экспериментах, проведенных автором, пересказ был целью речевой деятельности испытуемых на русском языке. В процессе исследования был выявлен уровень развития речи учащихся на определенном этапе обучения русскому языку, особенности их речевого и мыслительного развития. Испытуемыми были в основном студенты Республиканского статистического техникума г. Орджоникидзеабада и студенты I курса сельскохозяйственного института.