Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Целью практического овладения устной речью на иностранном языке является способность обучаемых применять ее в реальных жизненных ситуациях. Поэтому понятие ситуации прочно вошло в методику и практику обучения. Понятие ситуации вообще обладает множеством признаков и допускает самые различные толкования. Поэтому разнообразие используемых методикой терминов и определений (ситуации, взятые из жизни учащихся; речевые ситуации; ситуации общения) в известной степени закономерно и вполне объяснимо. Особенный интерес представляют ситуации деятельности, в которых используются средства языка. Авторы утверждают, что включение субъективных признаков в ситуацию обеспечивает развитие познавательных интересов, создание положительного эмоционального фона, способствует осуществлению общеобразовательных и воспитательных задач. Конечная цель ситуативного обучения устной речи на иностранном языке — обеспечить ее выход в реальные жизненные ситуации.