Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Занятия с применением диафильмов вносят разнообразие в учебный процесс, способствуют прочному усвоению языкового материала. В целом ряде методических работ указывается на необходимость создания учебных диафильмов на определённую лексическую или грамматическую тему. В Харьковском инженерно-экономическом институте подготовлена серия диафильмов, которая включает темы: «Выражение способа действия», «Выражение цели», «Выражение пространственных отношений», «Глаголы движения» и др. Цель диафильмов — выработать автоматизм в употреблении наиболее типичных для научного стиля конструкций, подготовить студентов к слушанию лекций по специальности на русском языке. При создании диафильмов авторы учитывали основные требования сознательно-практического метода. В данной статье рассказывается о методике работы с диафильмами «Выражение способа действия» и «Выражение пространственных отношений».