Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лица, родной язык которых относится к аналитическим, очень трудно овладевают навыками речи на языке синтетического строя. Необходимость подыскивать для каждого произносимого предложения правильные окончания всех склоняемых слов тормозит процесс речевого общения на иностранном языке. Автор статьи считает, что высокая частотность падежных форм в русской устной и письменной речи, четвертую и даже третью часть которой составляют формы косвенных падежей, ставит перед преподавателями русского языка как иностранного вопрос о методах преподавания падежной системы русского языка как одну из самых важных задач. При изучении русских падежей учащимся зачастую трудно даются отдельные их значения и формы. При больших порциях материала или недостаточно ярком и последовательном преподавании многочисленные значения падежей нагромождаются друг на друга и сливаются в сознании учащихся в нечто сложное, запутанное и в то же время серое и однообразное. Поэтому необходимо выделить специальные занятия для повторения и обобщения пройденного материала. Такие занятия целесообразно проводить почти после каждого вновь изученного падежа.