Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
А. Акишина, Х. Кано Авторы данного материала говорят о том, что в Японии широко применяются магнитофоны и проекторы, однако количество учебного материала по русскому языку невелико, магнитофонные записи случайны. Часто записываются только тексты, нет озвученных лингафонных курсов, нет сценариев по учебным диа- и кинофильмам. Авторам хотелось бы, чтобы «Русский язык за рубежом» и «Современный русский язык» (журнал, издаваемый в Токио) давали методические рекомендации по использованию технических средств, а также помещали на своих страницах сценарии, по которым преподаватели вместе со студентами могли бы снимать учебные диа- и кинофильмы. Назревшей необходимостью является работа по созданию и выпуску различных учебных диа- и кинофильмов, а также учебных фильмов о Советском Союзе (промышленность, сельское хозяйство, архитектура, искусство, литература).