Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Н. Носов. В этом номере в «Учебном разделе» опубликован рассказ Н. Носова «Карасик», сопровождаемый упражнениями и комментариями. Рассказ записан на пластинку. Читателю следует прослушать несколько раз запись текста и постараться понять его содержание на слух. Затем прочитать рассказ, выделить незнакомые слова, найти их перевод в словаре. Объяснение некоторых трудных для понимания слов дается в лексико-грамматических комментариях. К рассказу разработаны задания. Множено приступить к ним после чтения текста. Для выполнения фонетических упражнений, содержащих задание «повторить за диктором», рекомендуется переписать соответствующие отрывки текста с пластинки на магнитофонную ленту, предусмотрев при этом паузы после предложений или отдельных слов.