Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Известно, что ведущим компонентом русского словесного ударения является длительность. Путем специальных исследований длительности ударных и безударных гласных установлено, что количественное противопоставление ударных и безударных сохраняется четко во всех случаях. Авторы полагают, что такая небольшая статья не может претендовать на универсальный свод правил произношения безударных гласных, исключительно трудные вопросы произношения требуют еще ряда тщательных и подробных исследований. Безусловно, более подробно должно быть рассмотрено произношение орфографических е и и в абсолютном конце слова в грамматически значимых формах (типа в поле и у Поли), произношение безударных, гласных в окончаниях прилагательных после твердых и мягких согласных (типа красный, красное, красные, синий, синие, синяя и т. п.). Такие исследования должны опираться на материал записей дикторов — москвичей и ленинградцев, они должны включать и ряд опытов по восприятию безударных гласных различными носителями языка.