Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор статьи сообщает о том, что при работе учащихся парами возможно применение только некоторых элементов программирования в целях рационализации обучения. Основное состоит в переводе учащегося на самостоятельную работу под контролем сидящего рядом с ним ученика, который следит за правильностью выполнения запрограммированных заданий и исправляет ошибки. Осуществляется оперативная обратная связь и индивидуализация обучения. Ученик имеет возможность обдумывать свой ответ, может работать быстрее или медленнее, по мере выполнения упражнения перейти на другое, обменяться материалами с товарищем и повторить упражнение или проконсультироваться с учителем. Рабочее время учащихся уплотняется, повышается их активность и эффективность работы. Правильное сочетание работы учащихся парами, хоровое исполнение упражнений с использованием магнитофонных записей, самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с классом являются гарантией усвоения грамматического строя русского языка и выработки речевых умений и навыков.