Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В венгерском языке (так же, как и в немецком) форма косвенного дополнения в творительном падеже после группы глаголов: начинать (начать), начинаться (начаться), писать (написать), писаться и т. д. может соответствовать русскому косвенному дополнению, выраженному при помощи предлога с + родительный падеж. Из этого следует, что многие иностранцы под влиянием родного языка часто употребляют конструкции: «начинать (начать) урок с домашним заданием, с опросом, с новым материалом» и т. п. (вместо: начинать (начать) с домашнего задания, с опроса, с нового материала). В педагогической практике обучения русскому языку часто возникают вопросы: синонимичны ли конструкции начинать (начать), начинаться (начаться) с чего (кого)-нибудь и начинать (начать), начинаться (начаться) чем-нибудь, идентичны ли предложения типа «Концерт начался новой песней» и «Концерт начался с новой песни»? Одинаковое ли место занимают они в живом современном русском языке? Автор статьи считает, что мнения некоторых лингвистов по этому вопросу расходятся.