Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В учебной программе русского отделения Будапештского университета практические занятия по русскому языку занимают очень скромное место: на втором курсе им отводится всего 5 часов из недельной нагрузки. Между тем не подлежит сомнению то, что в подготовке будущих преподавателей русского языка навык устной речи представляет самый большой интерес. Когда мы говорим «устная речь», то имеем в виду в первую очередь диалогическую речь, точнее говоря, непринужденный спонтанный разговор между студентами и преподавателем. Опыт показывает, что обучение студентов навыку устной речи в таких узких рамках может привести к желаемым результатам лишь после многочисленных упражнений в свободном тематическом разговоре. Опыт использования магнитофона в высших и средних учебных заведениях доказал высокую методическую эффективность его применения при обучении русскому языку, особенно в развитии умений и навыков устной речи. Во многих школах и вузах страны созданы хорошо оборудованные лаборатории, которые накопили большой ценный опыт. Использование портативного магнитофона заметно развивает у студентов навыки устной речи и интерес к применению техники в обучении русскому языку.