Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вопрос о том, как обучать русскому языку иностранцев, чтобы добиться наилучших результатов с наименьшей затратой времени и труда, как достичь того, чтобы у учащихся вырабатывалось «чувство языка», не может быть решен без внедрения точных методов в частную методику, без оптимального управления процессом обучения. На точных — математических, логико-математических, теоретико-информационных, кибернетических — методах базируется программированное обучение. Экспериментальная работа убедила автора статьи в необходимости разработки проблемы научной организации учебного процесса как проблемы межпредметной координации и полного погружения в русскую языковую среду, создания на основе сетевого планирования нового учебного плана, учитывающего возможности значительной интенсификации обучения при программировании.