Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Усвоение языка — процесс невероятно сложный. Чтобы организовать это усвоение оптимальным образом, мало знать структуру изучаемого языка (даже в ее отношении к структуре родного) и иметь в своем распоряжении набор общедидактических приемов. Необходимо иметь определенную концепцию процесса речи и четко представлять себе психологическую сущность процессов, происходящих в мозгу учащихся при усвоении ими иностранного языка. Авторы предлагаемого материала едва ли не впервые в современной науке стремятся охватить речевую деятельность с различных ее сторон, объединив в один узел собственно лингвистический, социолингвистический и психолингвистический подходы.