Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В последние годы значительно возрос интерес к изучению русского языка во всем мире. Русский язык наряду с другими мировыми языками широко изучается во многих средних и высших учебных заведениях, в многочисленных кружках, на курсах разного рода в большинстве стран мира. Распространение русского языка во всех странах мира, всеобщее признание его одним из мировых языков со всей актуальностью ставит вопрос о координации научно-исследовательской работы и об обмене методическим и учебным опытом преподавателей-русистов на международном уровне. В связи с этим назрела необходимость объединения преподавателей русского языка и литературы разных стран. Эта идея нашла воплощение на Учредительной конференции, проходившей в Париже 7 и 8 сентября 1967 года. 44 делегата от 25 стран торжественно провозгласили создание Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), приняли ее Устав, программу деятельности на ближайшие годы и другие документы. Были также избраны руководящие органы Ассоциации. Ее президентом избран академик В. В. Виноградов. Секретариат Ассоциации на первый срок размещен в СССР